Шестилетний Франсуа Андре Даникан Филидор (родился 7 сентября 1726 года в Дре, близ Парижа) пел в хоре королевской часовни.
К своим обязанностям он относился со всей серьезностью, на которую способен ребенок его возраста. Он знал о планах своих родителей, решивших, что Франсуа должен продолжить семейную традицию, давшую несколько поколений музыкантов, тем более что у мальчика был абсолютный музыкальный слух.
В хоре царила строгая дисциплина. Никаких игр, и только во время репетиционных пауз разрешались шахматы, к которым мальчуган на первых порах особого интереса не проявлял. Но постепенно шахматы увлекли Филидора. Теперь он уже ждал момента, когда можно сразиться в шахматы. И чем лучше у него получалось, тем сильней его влекло в этот заманчивый, необычный мир деревянных фигур, которые по воле человека боролись, побеждали, погибали и снова оживали. Вскоре среди сверстников равных в шахматной игре ему уже не было.
Дома на шахматные успехи Франсуа смотрели как на забаву. Пусть играет, раз нравится. Тем более что музыкальные дела у мальчика складывались очень хорошо. А после того как сам король Людовик XV похвалил псалом для хора, написанный одиннадцатилетним Франсуа, стало ясно, что будущее юного музыканта обеспечено.
Но судьбе было угодно распорядиться иначе. Все попытки в дальнейшем получить вакантное место королевского ка-пельмейстера кончились неудачно, и Филидор решил заняться композицией. Так, можно сказать, почти случайно, мир получил еще одного выдающегося композитора, чей бюст ныне среди других великих музыкантов украшает портал парижской «Гран-Опера».
Но прежде чем ему пришло признание в музыкальном мире, он успел завоевать славу великого шахматиста.
В четырнадцать лет Филидор слыл уже довольно сильным игроком. Правда, ему было еще далеко до знаменитых зав-сегдатаев кафе «La Regence». Здесь шла другая игра, и на юношу на первых порах многие смотрели свысока. Но шахматная сила, как известно, проверяется на доске. Филидор вскоре заставил изменить о себе мнение. Один за другим были повержены лучшие игроки «Режанса». Оставался Легаль, считавшийся сильнейшим шахматистом Франции.
Вначале юному шахматисту было трудно сражаться на равных с чемпионом и он получал вперед ладью. Но постепенно фора становилась все меньшей и меньшей. Наконец наступил долгожданный час, когда шестнадцатилетний шахматист как равный сел напротив опытного сорокалетнего соперника. И ученик победил учителя.
Но даже после этого главным в своей жизни Филидор считал музыку. Он давал уроки, сочинял и только в свободное время играл в шахматы.
Слава о нем как о шахматисте достигла апогея после того, как в 1745 году он сыграл одновременно две партии не глядя на доску. Это событие великие просветители Дидро и Даламбер отметили в своей знаменитой «Энциклопедии».
Ему, видимо, на роду было написано стать новатором. В музыке Филидор явился одним из создателей французской комической оперы. Построенные на народных мотивах, его сочинения были близки и понятны широким слоям населения. Всего им было написано более двадцати пяти комических и трагедийных опер.
Ну а каков его вклад в шахматы? Здесь Филидор создал лишь одно произведение — «Анализ шахматной игры». Но какое!
Это было бесспорно самое значительное шахматное событие века, знаменовавшее принципиально новый подход к шахматам. Книга, впервые появившаяся в 1749 году, почти сразу выдержала около двух десятков изданий и была переведена на многие языки.
В чем же причина небывалого успеха «Анализа»? Прежде всего в мастерстве его автора. Филидору было двадцать три года, когда он составил свое руководство. Конечно, двадцать три года — возраст сам по себе небольшой. Но в шахматы он играл с шести лет. За это время у него накопился изрядный опыт. Филидор испытывал потребность изложить свои мысли на бумаге.
Впрочем, он имел на это право. Давно покорена шахматная Франция, одержаны победы над сильнейшими мастерами Англии, считавшейся центром шахматной Европы. Разве не убедительно (8:2) выиграл он матч у Стаммы — этого шахматного мудреца с Востока? Причем Филидор в этом поединке все партии играл черными, и ничьи по условию засчитывались противнику как выигрыши.
Такая же участь постигла и других английских шахматистов. Не случайно шахматный историк и мастер Д. Уокер сказал, что шахматный мир вряд ли увидит когда-либо мастера, равного по силе Филидору. Секрет успеха состоял в том, что он сумел опередить время: задолго до Морфи и Стейница, Филидор вел игру с большим стратегическим искусством, о существовании которого многие его соперники даже не подозревали.
И Филидор первым объявил, что шахматная игра строится на объективных закономерностях позиции, что в каждой партии должен быть план, которому подчиняются ходы. Как же были ошеломлены современники Филидора, стремившиеся любой ценой и как можно скорее поставить противнику мат! Ради мата жертвовались фигуры, а о пешках и говорить ничего. Они считались не чем иным, как хворостом, который необходимо подбрасывать в огонь атаки.
В противовес этому Филидор провозглашает, что пешки — душа шахмат, что именно пешечная конфигурация во многом определяет стратегию игры и оказывает решающее влияние на ход и результат партии.
«Мое главное намерение, — писал Филидор в «Анализе», — предложить публике новинку. Я имею в виду игру пешек. Они являются душой шахмат…»
«Пешки — душа шахмат» — таков главный постулат Фи-лидора. Так же как звуки — душа музыки. Из разнообразных звукосочетаний складывались мелодии его опер. Они, эти звуки, каждый из которых сам по себе ничего еще слуху не говорил, позволили ему создать музыкальные произведения разных жанров и настроений — комические, трагические. Так и пешки в шахматах нужны при атаке и при обороне.
Трудно сказать, таким ли был ход мыслей великого музыканта и шахматиста, однако то, что Филидор находил общее в этих двух искусствах, сомнений не вызывает.
Филидор прожил большую и интересную жизнь, но путь его отнюдь не был безоблачным. Тяжелые испытания выпали на его долю в конце жизни. Совершая свою традиционную поездку на весенние месяцы в Лондон, он в 1793 году из-за начавшейся войны между Англией и Францией вынужден был остаться в столице Англии.
Тяжело переживал Филидор разлуку с родиной. А когда спустя два года наступил мир, возникло новое осложнение — его занесли в списки эмигрантов. После долгих хлопот семье все же удалось восстановить справедливость, но было поздно. 31 августа 1795 года Филидор скончался в Лондоне.
О жизни великого шахматиста известно немало. К сожалению, меньше повезло его творчеству. До наших дней дошли только партии, сыгранные Филидором либо в сеансах, либо на дачу вперед. Партии матчей с Легалем и Стаммой, увы, утеряны.
Но даже то немногое, чем ныне мы располагаем, свидетельствует: Филидор был первоклассным мастером.
Добавить комментарий