Одним из эффективных методов развития у детей логического и абстрактного мышления, а также интуиции и творческого подхода к решению поставленных задач считается игра в шахматы.
Эта настольная игра относится к ряду древнейших, сочетает в себе следующие элементы:
- спорта (идет борьба за победу);
- науки (необходимо просчитать все возможные ходы как собственные, так и противника);
- искусства (часто победы приходят благодаря нестандартному взгляду на шахматную доску и расположенные на ней фигуры).
В последнее время европейские ученые настоятельно указывают педагогическим сотрудникам на необходимость внедрять шахматную игру в общеобразовательный процесс, ибо польза от нее достаточно велика. По результатам исследований шахматы – это уникальная игра, которая активизирует одновременно два полушария. Как известно, левое полушарие отвечает за построение грамотных и последовательных цепочек, то есть логику, а правое – способствует моделированию и созданию всевозможных ситуаций.
Поэтому когда ребенок обучается игре в шахматы, он:
- учится мыслить не только самостоятельно, но и осмысленно (первый шаг осмысленного действия – выбор фигуры для совершения хода);
- ввиду концентрации внимания на одном процессе, формирует усидчивость;
- пытаясь предугадать последствия, развивает пространственное воображение;
- логическое мышление также развивается благодаря прогнозированию, которое закладывает фундамент мыслительного анализа и синтеза полученной извне информации;
- учиться составлению первых планов действий, разрабатывая стратегическое мышление;
- естественно, воспитывает в себе стойкий характер, который позволяет идти к поставленной цели и добиваться ее, несмотря на поражения (ведь каждая ошибка – это только повод для усовершенствования и получения новых знаний).
Как известно, существует множество шахматных комбинаций, но ведь всех не запомнить. Именно поэтому внешне исключительно логические шахматные партии помогают развивать и интуицию, и творческое нестандартное мышление, создающие в тандеме новый способ достижения победы.
Правда, как и любая настольная игра, предполагающая зачастую длительное нахождение в сидячем положении, может принести и вред именно физическому здоровью. Так что даже такие полезные интеллектуальные игры должны «разбавляться» физическими упражнениями. Необходимо чтобы ребенок чередовал умственный и физический труд.
Только при условии разумного использования шахматных игр малыши получают реальную пользу от действительно разностороннего развития как умственного, так и физического.
Добавить комментарий